Досудебная претензия. Быть или не быть?..
Закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон) предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке.
Вы, как потребитель, можете предъявить свои требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Основная цель такого порядка – дать возможность сторонам самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) - добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя.
При обращении в КРОО «Правовая защита потребителей» нашим экспертам очень часто задают вопрос - обязательно ли для потребителя перед обращением в суд предъявлять требования продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу продажи некачественного товара или выполнения работы (услуги) или нет?
Мы считаем, что обращение с досудебной претензией к продавцу товара (работы, услуги) – это обязательный шаг, который необходим на стадии досудебного разбирательства.
Если не обратиться с досудебной претензией, то потребитель сам ухудшает свое положение. Он лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные Законом, в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, наличия вины, что при отсутствии досудебного обращения со стороны потребителя установлено не будет.
Например, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным.
Для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства со стороны продавца.
Досудебная претензия пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения ваших требований, даже если они были заявлены в устной форме). Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату – продавцу. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Претензию также можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.
Мы считаем, что досудебная претензия - это способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.
Удачи в делах!